КИНО БЕЗ ГРАНИЦ


компания "Кино без границ"
Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Матиас Эше, Олег Кохан, Дмитрий Ефремов
представляют фильм Александра Миндадзе


Режиссер и автор сценария: Александр Миндадзе
Производство: киностудия «Пассажир», Non-Stop Production, Sota Cinema Group, Bavaria Film
Россия, Германия, Украина, 2011

В ролях: Антон Шагин («Стиляги», «На ощупь», «Тиски»), Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский («Дом Солнца»), Вячеслав Петкун, Сергей Громов, Алексей Демидов.

Оператор: Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели и 2 дня»)
Жанр: драма

В кинопрокате: с 24 марта 2011 года






«Мне давно хотелось сделать фильм-метафору по поводу чернобыльских событий. Меня интересовало, как человек от катастрофы не убегает, а наоборот: не может сдвинуться с места, живет бездумно, увлекается мелочами жизни, которые ему все дороже и дороже».
Александр Миндадзе, режиссер-постановщик


«Я о Чернобыле знаю, может быть, больше других – первый раз приехал туда 1 мая 1986-го года от студии «Киевнаучфильм». Как режиссер-хроникер – снять катастрофу… Я долго искал сценарий, который мог бы иметь отношение к чернобыльским событиям. То же отношение, что у меня – как к огромной человеческой драме. Драме неведения и пассивности».
Александр Роднянский, продюсер



Синопсис

На атомной электростанции вблизи «закрытого», благополучного в советских стандартах, даже образцового городка происходит авария. Катастрофа, сопоставимая по масштабам с бомбардировкой Хиросимы. Молодой партработник случайно узнает об этом, собственными глазами видит разрушения и понимает значимость произошедшего. Он не имеет права сообщить об этом жителям города, даже близким, – его связывает приказ руководства хранить случившееся в строжайшем секрете. Но он может бежать. Он единственный из обреченных, кто намерен что-то предпринять – не принять свою судьбу привычно-безропотно, не отгородиться от реальности спасительным: «Этого не может быть!», он решает бежать, взяв с собой одного человека, девушку. Однако цепочка непредвиденных, случайных, несущественных с виду задержек делает спасение невозможным. И герой остается в родном зараженном городе вместе с его обреченными жителями. Смертник среди смертников. Потому что даже под угрозой смерти нельзя бежать от своего – от своей судьбы, своей природы, своей жизни, из родных мест. «В субботу» – фильм о фатальной невозможности бегства человека от того, что составляет его суть.

Выход фильма «В субботу» приурочен к печальной дате – в апреле 2011 года исполняется 25 лет со дня катастрофы. «В субботу» – первая заметная отечественная картина, посвященная Чернобыльской трагедии, самой крупной техногенной катастрофе в мире. За прошедшие 25 лет ни один российский кинорежиссер не обращался к этой теме.

О производстве фильма

Несмотря на то, что фильм «В субботу» определяется его создателями как «фильм-метафора, экшн чувств», он опирается на вполне конкретный исторический контекст – события и настроения людей в городе Припять 26 апреля 1986, на следующий день после взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС – в «субботу незнания». Авторы фильма в поисках натуры для съемок объехали всю Украину, побывали и в городах, построенных по тому же проекту, что и Припять. В итоге были выбраны два города, в которых и снимался фильм, – Светлодарск в Донецкой области и Энергодар в Запорожской. Почти вся массовка, задействованная в съемках, – жители этих городов. Небольшие же роли внутри массовки исполнены профессиональными артистами из театров Донецка, Луганска, Краматорска. Стремясь к достоверности, авторы фильма проделали большоей труд по сбору документального материала - рассказы очевидцев, находившихся 26 апреля 1986-го года в городе, составили несколько томов. К примеру, теперь известно, что в ту субботу в Припяти было сыграно шестнадцать свадеб. Весь фильм оператор Олег Муту снял подвижной «ручной» камерой – без штатива и операторских тележек. Только так можно было передать через изображение разрывающие героя внутренние противоречия и создать у зрителя ощущение, что он видит происходящее в фильме глазами героя.